Что такое наркомания?

Наркомания – заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества.

В результате употребления наркотиков формируется психическая и физическая зависимость. Скорость формирования зависимости и ее тяжесть могут быть разными: влияет возраст, частота употребления, особенности организма.

Состояние психической зависимости проявляется в том, что человек с помощью наркотика желает добиться внутреннего равновесия и стремится вновь и вновь испытать действие наркотика. Наркотик, его действие, постепенно замещает собой все обычные для человека положительные эмоции.

Частичная возможность контролировать прием наркотика создает у потребителя иллюзию того, что наркотик еще не влияет на его жизнь, он свободен в своих решениях и сможет прекратить употребление в любой момент.

К тяжелым последствиям можно отнести психозы, развивающиеся в результате длительной интоксикации. По своему течению психозы напоминают шизофрению, плохо поддаются лечению, имеют склонность к затяжному течению.

Опыты на животных показали, что даже при недолговременном употреблении наркотики убивают клетки головного мозга, вырабатывающие серотонин – вещество, с помощью которого мозг контролирует перепады настроения.

Физическая зависимость – проявляется в том, что организм не может нормально функционировать без наркотика и в его отсутствие развивается синдром отмены (абстинентный синдром). Он характеризуется физическими и психологическими нарушениями, связанными с тем, что наркотик стал частью обменных процессов организма.

Действие наркотика связано с тем, что его молекула очень похожа на эндорфины – вещества, естественно вырабатываемые нашим мозгом. Эндорфины не случайно называют «гормонами радости», т.к. они играют важную роль в формировании хорошего настроения, чувства благополучия, спокойствия и уверенности. Особенно много их вырабатывается в моменты душевного подъема, любви, успеха.

Кроме того, эндорфины отвечают за уровень болевой чувствительности, влияют на темп дыхания, сердцебиения, тонус сосудов, величину зрачка, активность кашлевого центра, работу желез и перистальтику кишечника.

При регулярном поступлении наркотика выработка  собственных эндорфинов значительно снижается. У каждого человека в организме есть рецепторы. Это особые участки нервной системы, которые реагируют на эндорфины, а значит, и на наркотики.

Реакция на первый прием может быть различной – от острого желания повторить прием до отравления и крайне негативных ощущений. Включаясь в обменные процессы, наркотики приводят к быстрому (иногда после одного - двух) приемов возникновению сильнейшей психической и физической зависимости.

Что толкает детей к употреблению наркотиков?

Материалы журнала "Лечащий врач"

Во второй половине девяностых годов в список вредных привычек детей и подростков добавилась еще одна - наркомания. По статистике специалистов, только за последние девять лет число наркоманов, находящихся на учете, увеличилось в 6,8 раза. При этом наблюдается отчетливая тенденция к омоложению наркологических больных. В первые пробы и эксперименты с наркотиками вовлекаются дети восьми-десяти лет. В связи с этим проблема создания профилактических программ, реализуемых в детских учреждениях, приобретает особую значимость.

Что толкает детей к употреблению наркотиков?

Для создания эффективных программ необходимо знать, какие же причины толкают детей и подростков на употребление психоактивных веществ. Выделено несколько факторов. Один из наиболее значительных - это наличие психических и соматических расстройств различной природы: повреждения мозга, мозговые дисфункции, сопровождающиеся гипердинамическим синдромом или, наоборот, заторможенностью с задержкой развития.

Гиперактивность часто сопровождается дефицитом внимания, которое влечет недовольство учителей и как следствие - неуспех в школе и наказания со стороны родителей. Это и создает почву для употребления психоактивных веществ, которая в силу лабильности эндокринной системы в подростковом возрасте достаточно быстро формируется в зависимость.

Кроме того, дети, находящиеся постоянно в травмирующих условиях - частые переезды и смена школ, ссоры в семье и т.п. - также имеют нарушения в эмоциональном состоянии. Они капризны, плохо спят и имеют частые головные боли, что также вызывает проблемы в школе. Такая ситуация и создает необходимость искать себе "лекарство", облегчающее переживания.

Еще одна проблема, приводящая к потреблению наркотиков - это ощущение неудовлетворенных потребностей и нереализованных чувств. Поэтому такие явления, как неуспеваемость в школе, становятся причиной плохого настроения, вследствие чего ребенок вынужден употреть средства, улучшающие эмоциональное состояние.

Среди факторов, которые повышают риск начала употребления наркотиков, учителя называют следующие:

  • Обстановка в семье, отчуждение между детьми и родителями. Стиль воспитания, когда детям всецело доверяют. Ситуация, когда у ребенка слишком много карманных денег.
  • Психологические проблемы подросткового возраста. Любопытство, беззаботность (каждый считает, что с ним этого не случится). Эффект компании (чтобы быть как все, не прослыть "белой вороной").
  • Социальные проблемы: неорганизованность досуга, сознание привлекательного имиджа человека, принимающего наркотики.
  • Личностные особенности: неумение расслабиться, слабый характер (неспособность противостоять уговорам сверстников и соблазнам).

Надо ли говорить об этом?

При проведении профилактической работы нередко возникают вопросы: как это делать и надо ли вообще об этом говорить? Широко распространено мнение, что хороший способ профилактики - это "напугать раз и навсегда". Но он не всегда имеет положительный результат. Родители подростков, которые уже начали употреблять наркотики, хорошо знают, что запугивание малоэффективно. Это связано с тем, что у детей еще не сформирована ориентация на будущее. Кроме того, мало болеющие дети и подростки плохо представляют, что такое болезнь и не боятся этого.

Еще одно предубеждение - знания о наркотиках лишь подогревают интерес к ним. Из этого делается вывод, что, общаясь с детьми, не следует вообще говорить о наркотиках - будет меньше вреда. Но умолчание не уберегает от соблазна.

Специалисты из НИИ наркологии (М. М. Ведищева, Л. Н. Рыбакова, М. Г. Цетлин), проводившие исследования в нескольких московских школах, подтвердили, что тезис о том, что не следует детям говорить о наркотиках, не оправдывает себя, так как дети живут в этом конкретном обществе, и не изолированы от внешнего мира. Однако профилактическая работа не должна сводиться лишь к передаче знаний и объяснениям. Профилактика предполагает: формирование адекватного отношения к социальному явлению (например, пьяный или наркоман - это неприятно, опасно для самого человека, так что иногда полезно наглядно показать подростку пьяного человека на улице или уже совершенно больного спившегося алкоголика); тренировку навыков преодоления внешнего давления, умения сказать "нет", быть независимым; развитие у ребенка определенных личностных качеств: уважение к себе, умение говорить о своих трудностях и просить о помощи, уверенности в себе и т.д.

По мнению наркологов, учебная профилактическая программа будет эффективна, если она строится на основе определенных правил. А именно: диалогическое общение, то есть взаимодействие педагога и ученика как равных партнеров, без излишней авторитарности со стороны учителя; демократический стиль обучения, основанный на искренности и доверительности.

Вести эту работу должны специалисты.

Существует немало профилактических программ наркомании. Но, к сожалению, количество наркоманов не становится меньше. Одной из причин этого специалисты называют непрофессиональное проведение антинаркотической пропаганды.

Возникает вопрос, кто должен проводить такую работу с подростками? Специалистами проводилось исследование, в котором приняло участие 140 подростков и 140 взрослых в возрасте 23-64 года. Выбирая ведущего профилактической программы, все опрошенные на первое место поставили сотрудника специализированного центра, на второе место - школьного психолога, прошедшего специальную подготовку. Специалисты пришли к выводу: для подготовки ведущего профилактических программ обязательно нужно специальное обучение, вести эту работу должен специалист.

Все профилактические работы в рамках школы обычно сводятся к оценке конкретной ситуации с точки зрения "хорошо - плохо". Группа специалистов предложила учителям список вопросов из 30 пунктов. Не смогли аргументированно ответить практически на все вопросы 39% респондентов, 38,9% испытывали затруднения при ответе на половину вопросов. И лишь 21% оказался готовым аргументировано ответить на все поставленные вопросы. Как показывают исследования, педагоги практически не владеют знаниями о формировании зависимости к наркотикам, общих закономерностях течения наркомании, не знают особенностей проведения антинаркотической профилактики в аудиториях детей и подростков разных социальных групп (учащиеся образовательных школ, начального и среднего образования, студенты вузов и т.д.).

Каналы информации, на которые ссылаются учителя, когда речь заходит об употреблении наркотиков в школе, достаточно ограничены. В основном это реплики школьников на уроках и переменах, иногда индивидуальные беседы. Что касается проведения опросов, то здесь возникает еще больше проблем. Во первых, по признанию учителей, это огромный труд, который не оправдывает себя, так как ученики, как правило, не говорят о себе правду.

Не секрет, что в настоящее время классных руководителей нередко обязывают проводить классные часы и беседы по данной теме. Но все эти мероприятия, по мнению наркологов и самих педагогов, как правило, неэффективны, а зачастую и просто формальны. Так что проведение антинаркотической профилактики следует поручать людям, прошедшим специальную подготовку.

Как распознать наркомана и что с ним делать?

Среди общих признаков, говорящих о начале потребления психоактивных веществ подростками, специалисты называют следующие:

  • снижение интереса к учебе, обычным увлечениям;
  • появление отчужденности, эмоциональной холодности к окружающим, возможно появление таких черт, как скрытность и лживость;
  • возможные проявления агрессивности, раздражительности, сменяющиеся периодами неестественного благодушия;
  • круг общения в основном состоит из лиц более старшего возраста;
  • стремление занять деньги, повышенный интерес к детям из обеспеченных семей, назойливое стремление подружиться с ними;
  • наличие таких предметов, как шприцы, небольшие пузырьки, кулечки из целлофана или фольги, пластиковые пакеты от резко пахнущих веществ, наличие специфического химического запаха от одежды и изо рта;
  • изменение аппетита - от полного отсутствия до резкого усиления, эпизодическая тошнота;
  • беспричинное сужение или расширение зрачков;
  • наличие следов от инъекций в области локтевых сгибов, предплечий.

По мнению доктора медицинских наук Н. В. Вострокрутова, в случае возникновения у педагога подозрения на употребление наркотиков подростками, последовательность действий должна быть следующей:

  • При первом контакте целесообразно избегать репрессий и каких-либо агрессивных и осуждающих проявлений. Предоставить подростку достаточную информацию о последствиях потребления наркотиков. Указать на недопустимость появления в школе в состоянии наркотического опьянения и сообщить, что в этом случае администрация учебного заведения будет действовать в установленном для такой ситуации порядке.
  • Предлагать помощь подростку корректным и ненавязчивым способом.
  • Не разглашать информацию о наркологических проблемах подростка, так как это может привести к потере контакта и другим негативным последствиям для подростка.
  • Иметь информацию об учреждениях, оказывающих наркологическую помощь несовершеннолетним. Особо следует знать о возможностях анонимного лечения.
  • Точно знать ситуацию в семье, могут ли родители влиять на поведение своего ребенка.
  • Постоянно проводить антинаркотические программы обучения для педагогов, обучать их формам активной первичной профилактической работы среди родителей.

Наиболее оправданы следующие действия:

  • корректно сообщить о своих подозрениях родителям или опекунам учащегося ребенка;
  • при подозрении на групповое потребление наркотиков провести повторные беседы с родителями этой группы;
  • организовать индивидуальные встречи подростков и их родителей с врачом районного подросткового наркологического кабинета;
  • предоставить подросткам и их родителям информацию о возможности анонимного обследования и лечения, указать адреса и телефоны медицинских организаций, работающих в таком режиме.

Если у кого-то из учителей общеобразовательной школы возникли подозрения, что подросток находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, необходим следующий порядок действий: надо удалить учащегося из класса, отделив его от одноклассников, и немедленно поставить в известность руководство школы. Затем срочно вызвать медицинского работника школы и известить родителей или опекунов школьника. Нецелесообразно проводить немедленное разбирательство о причинах употребления алкоголя или наркотика. Собеседование с подростком по этому случаю следует провести после встречи с родителями и медицинским работником, то есть после получения объективной информации.

Учащиеся, замеченные в употреблении психоактивных веществ, должны быть поставлены по согласованию со школьным врачом на внутришкольный учет. Если же начинающий наркоман продолжает нарушать внутришкольную дисциплину (пропускает занятия, вымогает деньги у младших и т.д.), не следует как можно быстрее избавиться от него, тем более, что сам он испытывает желание бросить школу. Пусть он как можно дольше остается в школьной среде и продолжает учебу - это один из существенных факторов противодействия нарастающей социальной дезадаптации подростка.

ПАМЯТКА АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые родители!

Сегодня Вашему сыну или дочери могут предложить наркотики везде: на улице, дискотеке, в спортивной секции, в школе. Наиболее часто в употребление наркотиков вовлекаются подростки 12-18 лет. Часто родители узнают о том, что их ребенок принимает наркотики далеко не сразу. Чтобы не запустить этот процесс, постарайтесь внимательно относиться ко всем изменениям в поведении Вашего ребенка и в его распорядке дня.

Советы родителям

Изменения могут быть следующими:

  • Подросток поздно ложится спать, поздно встает утром с постели;
  • Проводит больше времени вне дома;
  • Проявляет чрезмерную говорливость, повышенную активность;
  • Проявляет вялость, заторможенность, апатию;
  • Говорит несвязно, заговаривается;
  • Движения неуклюжие, порывистые;
  • Стал более скрытен;
  • Часто агрессивен;
  • Потерял интерес к учебе, прежним занятиям и друзьям;
  • Увеличил денежные расходы или стал вытаскивать деньги или ценные вещи из дома;
  • Проявляет частые перепады в настроении. Несоответствие настроения ситуации: равнодушие в споре или агрессия по пустякам;
  • Совершает правонарушения;
  • Завел новых подозрительных друзей или старые друзья стали немного странными;
  • Наблюдаются изменения размеров зрачков: их увеличение или сужение независимо от освещения;
  • Появление в доме пузырьков, бутылочек, бумажных трубок, закопченных ложечек, капсул.
  • Наличие на теле синяков, следов инъекций, порезов. Следы инъекций могут быть на ладонях, голове, других частях тела;
  • Наличие шприцов, сушеной травы, непонятных таблеток, порошков, маленьких картинок, напоминающих марки.
  • Разговоры о наркотиках - единственное и любимое развлечение наркомана. Долгие разговоры с ним на эту тему могут даже доставить удовольствие другим собеседникам (например, если кто-то интересуется своеобразным жаргоном и фольклором наркотической субкультуры), но такие беседы не имеют лечебного значения и с этой точки зрения будут пустой тратой времени.
  • Наркоман часто пытается убедить нас, причем нередко весьма впечатляюще, что хочет заняться чем-то серьезным. И чем более мы радуемся его энтузиазму, тем более он чувствует себя так, словно уже осуществил свое намеренье, и обычно этим и ограничивается.

Несколько правил, позволяющих предотвратить потребление психоактивных веществ вашим ребенком

Как при любой болезни, при соблюдении определенных профилактических мер можно уберечь ребенка от потребления табака, алкоголя и наркотиков. Конечно, не все представленные ниже способы легко воплощаются, но в совокупности они дают реальный положительный результат.

1. Общайтесь друг с другом

Общение — основная человеческая потребность, особенно для родителей и детей. Отсутствие общения с вами заставляет его обращаться к другим людям, которые могли бы с ним поговорить. Но кто они и что посоветуют Вашему ребенку?

Помните об этом, старайтесь быть инициатором откровенного, открытого общения со своим ребенком.

2. Выслушивайте друг друга

Умение слушать — основа эффективного общения, но делать это не так легко, как может показаться со стороны. Умение слушать означает:

• быть внимательным к ребенку;

• выслушивать его точку зрения;

• уделять внимание взглядам и чувствам ребенка

3. Ставьте себя на его место

Подростку часто кажется, что его проблемы никто и никогда не переживал. Было бы неплохо показать, что вы осознаете, насколько ему сложно. Договоритесь, что он может обратиться к вам в любой момент, когда ему это действительно необходимо. Главное, чтобы ребенок чувствовал, что вам всегда интересно, что с ним происходит. Если Вам удастся стать своему ребенку другом, вы будете самым счастливым родителем!

4. Проводите время вместе

Очень важно, когда родители умеют вместе заниматься спортом, музыкой, рисованием или иным способом устраивать с ребенком совместный досуг или вашу совместную деятельность. Это необязательно должно быть нечто особенное. Пусть это будет поход в кино, на стадион, на рыбалку, за грибами или просто совместный просмотр телевизионных передач.

5. Дружите с его друзьями

Очень часто ребенок впервые пробует психоактивные вещества в кругу друзей. Порой друзья оказывают огромное влияние на поступки вашего ребенка. Он может испытывать очень сильное давление со стороны друзей и поддаваться чувству единения с толпой. Именно от окружения во многом зависит поведение детей, их отношение к старшим, к своим обязанностям, к школе и так далее. Кроме того: в этом возрасте весьма велика тяга к разного рода экспериментам. Дети пробуют курить, пить. У многих в будущем это может стать привычкой.

Поэтому важно в этот период — постараться принять участие в организации досуга друзей своего ребенка. Таким образом, вы окажете помощь не только другим детям, но в первую очередь — своему ребенку.

6. Помните, что ваш ребенок уникален

Любой ребенок хочет чувствовать себя значимым, особенным и нужным. Вы можете помочь своему ребенку развить положительные качества и в дальнейшем опираться на них. Когда ребенок чувствует, что достиг чего-то, и вы радуетесь его достижениям, повышается уровень его самооценки. А это, в свою очередь, заставляет ребенка заниматься более полезными и важными делами, чем употребление наркотиков.

7. Подавайте пример

Алкоголь, табак и медицинские препараты используются многими людьми. Конечно, употребление любого из вышеуказанных веществ законно, но здесь очень важен родительский пример. Родительское пристрастие к алкоголю и декларируемый запрет на него для детей дает повод обвинить вас в неискренности, в "двойной морали". Помните, что ваше употребление, так называемых, "разрешенных" психоактивных веществ открывает дверь детям и для "запрещенных".

Покажите ребенку, что вы его любите и заботитесь о нем. Предложите ему свою помощь, она нужна ему всегда!